Правила использования сети Интернет в ЧОУ СОШ «Геула»
- Информация о материале
- Автор: N. Tariverdiev
Общие положения
- Использование сети Интернет в ЧОУ СОШ «Геула» направлено на решение задач учебно-воспитательного процесса.
- Настоящие Правила регулируют условия и порядок использования сети Интернет в ЧОУ СОШ «Геула».
- Настоящие Правила имеют статус локального нормативного акта ЧОУ СОШ «Геула
- Организация использования сети Интернет в ЧОУ СОШ «Геула»
- Вопросы использования возможностей сети Интернет в учебно-образовательном процессе рассматриваются на педагогическом совете ЧОУ СОШ «Геула». Педагогический совет утверждает Правила использования сети Интернет на учебный год.
- Правила использования сети Интернет разрабатываются педагогическим советом ОУ на основе примерного регламента.
- При разработке правил использования сети Интернет педагогический совет руководствуется:
— законодательством Российской Федерации;
— опытом целесообразной и эффективной организации учебного процесса с использованием информационных технологий и возможностей Интернета;
— интересами обучающихся;
— целями образовательного процесса;
— рекомендациями профильных органов и организаций в сфере классификации ресурсов Сети.
- Директор ЧОУ СОШ «Геула» отвечает за обеспечение эффективного и безопасного доступа к сети Интернет, а также за выполнение установленных правил. Для обеспечения доступа участников образовательного процесса к сети Интернет в соответствии с установленным в ЧОУ СОШ «Геула» правилами директор назначает своим приказом ответственного за организацию работы с Интернетом и ограничение доступа.
- Педагогический совет ЧОУ СОШ «Геула»:
— принимает решение о разрешении/блокировании доступа к определенным ресурсам и (или) категориям ресурсов сети Интернет;
— определяет характер и объем информации, публикуемой на интернет-ресурсах ЧОУ СОШ «Геула»;
— дает директору ЧОУ СОШ «Геула» рекомендации о назначении и освобождении от исполнения своих функций лиц, ответственных за обеспечение доступа к ресурсам сети Интернет и контроль безопасности работы в Сети;
- Во время уроков и других занятий в рамках учебного плана контроль использования обучающимися сети Интернет осуществляет преподаватель, ведущий занятие.
При этом преподаватель:
— наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет обучающимися;
— принимает меры по пресечению обращений к ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу.
- При использовании сети Интернет в ЧОУ СОШ «Геула» обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу. Проверка выполнения такого требования осуществляется с помощью специальных технических средств и программного обеспечения контентной фильтрации, установленного в ЧОУ СОШ «Геула» или предоставленного оператором услуг связи.
- Пользователи сети должны учитывать, что технические средства и программное обеспечение не могут обеспечить полную фильтрацию ресурсов сети Интернет вследствие частого обновления ресурсов. В связи с этим существует вероятность обнаружения обучающимися ресурсов, не имеющих отношения к образовательному процессу и содержание которых противоречит законодательству Российской Федерации. Участникам использования сети Интернет следует осознавать, что ЧОУ СОШ «Геула» не несет ответственности за случайный доступ к подобной информации, размещенной не на Интернет-ресурсах ЧОУ СОШ «Геула» .
- Отнесение определенных ресурсов и (или) категорий ресурсов в соответствующие группы, доступ к которым регулируется техническим средствами и программным обеспечением контентной фильтрации, в соответствии с принятыми в ЧОУ СОШ «Геула» правилами обеспечивается работником ЧОУ СОШ «Геула», назначенным его руководителем.
- Принципы размещения информации на Интернет-ресурсах ОУ призваны обеспечивать:
— соблюдение действующего законодательства Российской Федерации, интересов и прав граждан;
— защиту персональных данных обучающихся, преподавателей и сотрудников;
— достоверность и корректность информации.
- Персональные данные обучающихся (включая фамилию и имя, класс/год обучения, возраст, фотографию, данные о месте жительства, телефонах и пр., иные сведения личного характера) могут размещаться на Интернет-ресурсах, создаваемых ЧОУ СОШ «Геула», только с письменного согласия родителей или иных законных представителей обучающихся. Персональные данные преподавателей и сотрудников ЧОУ СОШ «Геула» размещаются на его Интернет-ресурсах только с письменного согласия лица, чьи персональные данные размещаются.
- В информационных сообщениях о мероприятиях, размещенных на сайте ЧОУ СОШ «Геула» без уведомления и получения согласия упомянутых лиц или их законных представителей, могут быть указаны лишь фамилия и имя обучающегося либо фамилия, имя и отчество преподавателя, сотрудника или родителя.
- При получении согласия на размещение персональных данных представитель ЧОУ СОШ «Геула» обязан разъяснить возможные риски и последствия их опубликования. ЧОУ СОШ «Геула» не несет ответственности за такие последствия, если предварительно было получено письменное согласие лица (его законного представителя) на опубликование персональных данных.
- Использование сети Интернет в ЧОУ СОШ «Геула»
- Использование сети Интернет в ЧОУ СОШ «Геула» осуществляется, как правило, в целях образовательного процесса.
- По разрешению лица, ответственного за организацию в ОУ работы сети Интернет и ограничение доступа, преподаватели, сотрудники и обучающиеся вправе:
— размещать собственную информацию в сети Интернет на Интернет-ресурсах ЧОУ СОШ «Геула»;
— иметь учетную запись электронной почты на Интернет-ресурсах ЧОУ СОШ «Геула».
- Обучающемуся запрещается:
— обращаться к ресурсам, содержание и тематика которых не допустимы для несовершеннолетних и/или нарушают законодательство Российской Федерации (эротика, порнография, пропаганда насилия, терроризма, политического или религиозного экстремизма, национальной, расовой и т.п. розни, иные ресурсы схожей направленности);
— осуществлять любые сделки через Интернет;
— осуществлять загрузки файлов на компьютер ЧОУ СОШ «Геула» без специального разрешения;
— распространять оскорбительную, не соответствующую действительности, порочащую других лиц информацию, угрозы.
- При случайном обнаружении ресурса, содержание которого не имеет отношения к образовательному процессу, обучающийся обязан незамедлительно сообщить об этом преподавателю, проводящему занятие. Преподаватель обязан зафиксировать доменный адрес ресурса и время его обнаружения и сообщить об этом лицу, ответственному за работу локальной сети и ограничение доступа к информационным ресурсам.
Ответственный обязан:
— принять информацию от преподавателя;
— направить информацию о некатегоризированном ресурсе оператору технических средств и программного обеспечения технического ограничения доступа к информации (в течение суток);
— в случае явного нарушения обнаруженным ресурсом законодательства Российской Федерации сообщить о нем по специальной «горячей линии» для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации (в течение суток).
Передаваемая информация должна содержать:
— доменный адрес ресурса;
— сообщение о тематике ресурса, предположения о нарушении ресурсом законодательства Российской Федерации либо его несовместимости с задачами образовательного процесса;
— дату и время обнаружения;
— информацию об установленных в ЧОУ СОШ «Геула» технических средствах технического ограничения доступа к информации.
Классификатор информации, распространение которой запрещено
- Информация о материале
- Автор: N. Tariverdiev
Классификатор информации,
распространение которой
запрещено в соответствии с законодательством
Российской Федерации
№ п/п |
Наименование тематической категории |
Содержание |
1 |
Пропаганда войны, разжигание ненависти и вражды, пропаганда порнографии и антиобщественного поведения |
- информация, направленная на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды; - информация, пропагандирующая порнографию, культ насилия и жестокости, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. |
2 |
Злоупотребление свободой СМИ /экстремизм |
информация, содержащая публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, оправдывающая терроризм, содержащая другие экстремистские материалы |
3 |
Злоупотребление свободой СМИ / наркотические средства |
сведения о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганду каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров |
4 |
Злоупотребление свободой СМИ / информация с ограниченным доступом |
сведения о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения контртеррористической операции |
5 |
Злоупотребление свободой СМИ / скрытое воздействие |
информация, содержащая скрытые вставки и иные технические способы воздействия на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье |
6 |
Экстремистские материалы или экстремистская деятельность (экстремизм) |
А) экстремистские материалы, т.е. предназначенные для обнародования документы либо информация, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы; Б) экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя деятельность по распространению материалов (произведений), содержащих хотя бы один из следующих признаков: - насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; - подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; - осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма; - возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; - унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; - пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; - воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, комиссий, соединенное с насилием или угрозой его применения; - публичную клевету в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенную с обвинением указанного лица в совершении деяний, указанных в настоящей статье, при условии, что факт клеветы установлен в судебном порядке; - применение насилия в отношении представителя государственной власти либо на угрозу применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей; - посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; - нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением. |
7 |
Вредоносные программы |
программы для ЭВМ, заведомо приводящие к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети |
8 |
Преступления |
- клевета (распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию); - оскорбление (унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприлично форме); - публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма; - склонение к потреблению наркотических средств и психотропных веществ; - незаконное распространение или рекламирование порнографических материалов; - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; - информация, направленная на пропаганду национальной, классовой, социальной нетерпимости, а также пропаганду социального, расового, национального и религиозного неравенства; - публичные призывы к развязыванию агрессивной войны. |
9 |
Ненадлежащая реклама |
информация, содержащая рекламу алкогольной продукции и табачных изделий |
10 |
Информация с ограниченным доступом |
информация, составляющая государственную, коммерческую, служебную или иную специально охраняемую законом тайну |
Классификатор информации, несовместимой с задачами воспитания и образования
- Информация о материале
- Автор: N. Tariverdiev
Классификатор информации,
несовместимой с задачами
образования и воспитания
№ п / п |
Наименование тематической категории |
Содержание |
Алкоголь |
Реклама алкоголя, пропаганда потребления алкоголя. Сайты компаний, производящих алкогольную продукцию. |
|
Баннеры и рекламные программы |
Баннерные сети, всплывающая реклама, рекламные программы. |
|
Вождение и автомобили (ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования) |
Несовместимая с задачами образования и воспитания информация об автомобилях и других транспортных средствах, вождении, автозапчастях, автомобильных журналах, техническом обслуживании, аксессуарах к автомобилям. |
|
Досуг и развлечения (ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования) |
Несовместимая с задачами образования и воспитания информация в виде фотоальбомов и рейтингов фотографий, сонников, гаданий, магии, астрологии, ТВ-программ, тестов, рейтингов, фотоконкурсов, конкурсов онлайн, несовместимая с задачами образования и воспитания информация о туризме, путешествиях, тостах, кроссвордах, сканвордах, ответов к ним, фэнтези и фантастике, кулинарии, рецептах, диетах, моде, одежде, обуви, модных аксессуарах, показах мод, текстах песен, кино, киноактерах, расписаниях концертов, спектаклей, кинофильмов, заказе билетов в театры, кино и т.п., дачах, участках, огородах, садах, цветоводстве, животных, питомцах, уходе за ними, рукоделии, студенческой жизни, музыке и музыкальных направлениях, группах, увлечениях, хобби, коллекционировании, службах знакомств, размещении объявлений онлайн, анекдотах, приколах, слухах, сайтах и журналы для женщин и для мужчин, желтая пресса, онлайн-ТВ, онлайн радио, знаменитости, косметика, парфюмерия, прически, ювелирные украшения. |
|
Здоровье и медицина (ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования) |
Несовместимая с задачами образования и воспитания информация о шейпинге, фигуре, похудении, медицине, медицинских учреждениях, лекарствах, оборудовании, а также иных материалах по теме "Здоровье и медицина", которые, являясь академическими, по сути, могут быть также отнесены к другим категориям, например, порнография, трупы и т.п. |
|
Компьютерные игры (ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования) |
Несовместимая с задачами образования и воспитания компьютерные онлайновые и оффлайновые игры, советы для игроков и ключи для прохождения игр, игровые форумы и чаты. |
|
Корпоративные сайты, Интернет -представительства негосударственных учреждений (ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования) |
Содержащие несовместимую с задачами образования и воспитания информацию сайты коммерческих фирм, компаний, предприятий, организаций. |
|
Личная и немодерируемая информация |
Немодерируемые форумы, доски объявлений и конференции, гостевые книги, базы данных, содержащие личную информацию (адреса, телефоны и т. п.), личные странички, дневники, блоги. |
|
Отправка SMS с использованием Интернет-ресурсов |
Сайты, предлагающие услуги по отправке SMS-сообщений |
|
Модерируемые доски объявлений (ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования) |
Содержащие несовместимую с задачами образования и воспитания информацию модерируемые доски сообщений/объявлений, а также модерируемые чаты. |
|
Нелегальная помощь школьникам и студентам |
Банки готовых рефератов, эссе, дипломных работ и проч. |
|
Неприличный и грубый юмор |
Неэтичные анекдоты и шутки, в частности обыгрывающие особенности физиологии человека. |
|
Нижнее белье, купальники |
Сайты, на которых рекламируется и изображается нижнее белье и купальники. |
|
Обеспечение анонимности пользователя, обход контентных фильтров |
Сайты, предлагающие инструкции по обходу прокси и доступу к запрещенным страницам. Peer-to-Peer программы, сервисы бесплатных прокси - серверов, сервисы, дающие пользователю анонимность |
|
Онлайн - казино и тотализаторы |
Электронные казино, тотализаторы, игры на деньги, конкурсы и проч. |
|
Платные сайты |
Сайты, на которых вывешено объявление о платности посещения веб-страниц. |
|
Поиск работы, резюме, вакансии (ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования) |
Содержащие несовместимую с задачами образования и воспитания Интернет-представительства кадровых агентств, банки вакансий и резюме. |
|
Поисковые системы (ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования) |
Содержащие несовместимую с задачами образования и воспитания Интернет-каталоги, системы поиска и навигации в Интернете. |
|
Религии и атеизм (ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования) |
Сайты, содержащие несовместимую с задачами образования и воспитания информацию религиозной и антирелигиозной направленности |
|
Системы поиска изображений |
Системы для поиска изображений в Интернете по ключевому слову или словосочетанию. |
|
СМИ (ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования) |
Содержащие несовместимую с задачами образования и воспитания информацию новостные ресурсы и сайты СМИ (радио, телевидения, печати) |
|
Табак, реклама табака, пропаганда потребления табака |
Сайты, пропагандирующие потребление табака. Реклама табака и изделий из него. |
|
Торговля и реклама (ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования) |
Содержащие несовместимую с задачами образования и воспитания информацию сайты следующих категорий: аукционы, распродажи онлайн, Интернет-магазины, каталоги товаров и цен, электронная коммерция, модели мобильных телефонов, юридические услуги, полиграфия, типографии и их услуги, таможенные услуги, охранные услуги, иммиграционные услуги, услуги по переводу текста на иностранные языки, канцелярские товары, налоги, аудит, консалтинг, деловая литература, дом, ремонт, строительство, недвижимость, аренда недвижимости, покупка недвижимости, продажа услуг мобильной связи (например, картинки и мелодии для сотовых телефонов), заработок в Интернете, е-бизнес |
|
Убийства, насилие |
Сайты, содержащие описания или изображения убийств, мертвых тел, насилия и т. п. |
|
Чаты (ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования) |
Несовместимые с задачами образования и воспитания сайты для анонимного общения в режиме онлайн. |
Средства обучения
- Информация о материале
- Автор: N. Tariverdiev
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Главным в средствах обучения является: устное слово, речь учителя. Главный инструмент общения – передача знаний.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации учащиеся воспринимают зрительно мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, диапроекторы, CD/DVD-диски, диапозитивы. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу. Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса. В процессе обучения также используются технические средства обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности. При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать. Демонстрацию видео - кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций: Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра. Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассеивается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут). Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя. При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации. С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.
Методы и средства воспитания
- Информация о материале
- Автор: N. Tariverdiev
Воспитание— процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.
Выделяют:
- воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание ссоциализацией;
- воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;
- воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.
Факторы воспитания— представление, утвердившееся в современной педагогике, согласно которому процесс воспитания представляет собой не только прямое воздействие воспитателя на воспитанника, но и взаимодействие различных факторов: индивидов, конкретных людей, воспитанников; микрогрупп, трудовых и учебных коллективов; опосредованно различных социальных институтов.
В качестве важнейшего результата воспитания признается готовность и способность к самовоспитанию.
Умение— способность выполнять какие-либо действия по определенным правилам и с хорошим качеством. Причем эти действия не достигли еще уровня автоматизма, когда умения превращаются в навыки.
Навык— способность к автоматически выполняемому действию, не требующему сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.
Убеждение— это:
- прием воспитания, состоящий в эффективной передаче сообщения, точки зрения одного человека другому;
- осознанная потребность личности, побуждающая се действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;
- совокупность убеждений в виде философских, религиозных, этических взглядов, образующих мировоззрение человека.
Основа убеждения — знания, но они не переходят в убеждения автоматически. Для их формирования необходимо единство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Убеждение связано с прочувствованием знаний. Убеждения делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремленным.
Поведение— совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живого существа, в том числе человека. Поведение человека обычно оценивается с точки зрения его соответствия общепринятым правилам и нормам как удовлетворительное, неудовлетворительное, примерное. Поведение человека выступает как внешнее выражение его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Задача преподавателя, руководителя состоит в коррекции нежелательного поведения с учетом особенностей формирования внутреннего мира конкретного человека, его индивидуальных черт.
Метод воспитания— система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания. Метод воспитания характеризуется тремя признаками: конкретным содержанием воспитательной деятельности; определенным способом его усвоения; специфической формой взаимодействия участников воспитательного процесса. В каждом методе выражается своеобразие этих признаков, их совокупность обеспечивает достижение всех целей и задач воспитания.
В отличие от методов обучения воспитательные методы способствуют не столько усвоению знаний, сколько приобретению опыта использования уже полученных в процессе обучения знаний, формированию на их основе соответствующих умений, навыков, привычек, форм поведения, ценностных ориентаций.
Выбор наиболее эффективных методов воспитания определяется содержанием воспитания, особенностями воспитанников, способностями и возможностями воспитателя.
Система воспитания— целостный комплекс, образуемый совокупностью средств и факторов воспитания, в состав которого входят цели воспитания, его содержание, методы. Существует две основные системы воспитания: гуманная и авторитарная. Установками гуманной системы воспитания является формирование творческих способностей личности, ее критического отношения к себе и другим. Авторитарная система воспитания ориентирована на подавление творческих способностей, обеспечение слепого подчинения людей авторитетам. Гуманистическая система воспитания является продуктом демократических режимов, утверждающих идеалы приоритета личности над обществом, укрепления ее прав и свобод. Авторитарная система воспитания является продуктом авторитарных режимов, утверждающих идеал приоритета общества, государства над личностью, ограничения ее прав и свобод.
Сущность воспитательного процесса
Воспитание— часть образовательного процесса, существующая наряду с обучением. Вместе с тем воспитание так или иначе присутствует во всех формах социальных отношений: в быту, в семье, на производстве, являясь важной составной частью их функционирования.
В самом широком смысле воспитание, как его трактуетпсихологическая наука, есть качественное преобразование накопленного социального опыта, существующего вне личности, в форму личного, индивидуального опыта, в личные убеждения и поведение, егоинтериоризация, т.е. перевод во внутренний психический план личности. Причем этот процесс может носить как организованный, так и стихийный характер.
С точки зренияпедагогической науки воспитание — это особая, целенаправленная организация взаимодействия между преподавателем и воспитанником при активной деятельности не только воспитателя, но и воспитуемого по овладению социальным опытом, ценностями.
В отечественной педагогике особо подчеркивается более значительная, чем в процессе обучения, роль в воспитании именно личного участия, деятельности воспитателя.
Воспитание — это именно процессвзаимодействия наставника и воспитанника, а не одностороннее воздействие преподавателя, консультанта, тренера, руководителя. Поэтому воспитательная деятельность постоянно характеризуется с помощью терминов «взаимодействие», «сотрудничество», «социальная, педагогическая ситуация развития личности».
Воспитательный процесс
Воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что на становление личности влияют как факторы макросреды (государство, средства массовой информации, Интернет), так и микросреды (семья, учебная группа, производственный коллектив), а также собственная позиция воспитуемого. В этом процессе действуют разнонаправленные влияния как позитивного, так и негативного характера, управлять которыми весьма сложно. Например, процессы самовоспитания носят сугубо личностный, индивидуальный характер и малоуправляемы извне.
Воспитание — непрерывный, долговременный процесс. Его результаты не следуют непосредстенно за воспитательным воздействием, а носят отсроченный характер. Поскольку эти результаты являются следствием не только внешних воздействий, но и собственного выбора, воли воспитуемого, они трудно предсказуемы.
Воспитательный процессреализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:
- определение целей и задач;
- разработка содержания воспитания, его основных направлений;
- применение действенных методов;
- формулировка принципов, ведущих установок, регулирующих все элементы системы воспитания.
Методы организации воспитательного процесса
Под методами воспитания понимаются отличающиеся своеобразием способы деятельности, которые применяются в воспитательном процессе для достижения его целей. Кроме термина «методы», в педагогической литературе используются также и близкие по смыслу понятия способов, приемов, форм воспитания. Однако, поскольку четкого различения этих категорий не существует, они будут употребляться здесь как однозначные.
Вместе с тем следует учитывать, что категория методов — одна из основных в теории воспитания и что ее четкое понимание — важное условие повышения эффективности всей воспитательной деятельности.
Своеобразие отдельных способов, приемов обусловлено прежде всего характером тех качеств обучаемого, на совершенствование которых они направлены. Поэтому наиболее приемлемым типом классификации, т.е. деления на виды, многочисленных методов воспитания является их трехчленная классификация на:
- методы формирования тех или иных качеств сознания, мыслей и чувств, к которым относятся, например, методы убеждения, дискуссии и т.п.;
- методы организации практической деятельности, накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций;
- методы стимулирования, активизации установок сознания и форм поведения с помощью таких приемов, как поощрение или наказание.
Нетрудно заметить, что первая из указанных групп выделяется с учетом того, что именно сознание является важнейшей предпосылкой человеческого поведения. Вторая группа методов выделяется в связи с тем, что предметно-практическая деятельность является столь же необходимым условием человеческого существования, как и сознание, а также в связи с тем, что именно практика проверяет и закрепляет результаты активности сознания. Наконец, третья группа методов необходима потому, что любые установки сознания или навыки поведения ослабевают или даже утрачиваются, если они не стимулируются морально и материально.
Выбор, предпочтение тех или иных методов воспитания, та или иная их комбинация зависят от конкретной педагогической ситуации.При этом выборе важно учитывать следующие обстоятельства:
- конкретное направление воспитания, необходимость которого диктуется сложившейся ситуацией: так, умственное воспитание предполагает применения методов первой из указанных групп, а трудовое воспитание — использования методов второй группы;
- характер и уровень развития воспитанников. Понятно, что нельзя применять одни и те же методы воспитания для старших и младших классов, для студентов и аспирантов:
- уровень зрелости конкретных учебных групп, трудовых коллективов, в которых осуществляется воспитательный процесс: по мере роста степени сформированности положительных качеств коллектива, его зрелости должны соответствующим образом гибко изменяться и методы воспитательной деятельности, например соотношение между методами наказания и поощрения в пользу последних;
- личностные, индивидуальные особенности воспитанников: нельзя применять одни и те же воспитательные методы для старых и молодых, для людей, относящихся к разным психологическим типам, темпераментам и т.п.
Поэтому опытный преподаватель, руководитель должен овладевать всей совокупностью воспитательных приемов, находить такие их комбинации, которые в наибольшей степени соответствуют конкретной ситуации, помнить, что шаблон в этом деле решительно противопоказан.
Чтобы этого достичь, нужно хорошо представлять сущность основных методов воспитательного воздействия. Рассмотрим важнейшие из них.
Убеждение -один из методов первой группы, направленных на формирование сознания. Использование этого метода является исходной предпосылкой для следующего этапа воспитательного процесса — формирования должного поведения. Именно убеждения, устойчивые знания определяют поступки людей.
Этот метод обращен к сознанию личности, к ее чувствам и разуму, к ее внутреннему духовному миру. Первоосновой же этого духовного мира, согласно традиций русского самосознания, является ясное понимание смысла собственной жизни, состоящего в оптимальном использовании тех способностей и талантов, которые получены нами от природы. И как бы порой ни сложна была эта задача, в силу сложности rex конкретных социальных условий, в которых каждый из нас нередко оказывается, именно от характера ее решения зависит и все остальное: и наши взаимоотношения с другими людьми (близкими и чужими) и наши трудовые успехи, и наше положение в обществе.
Поэтому при реализации метода убеждения прежде всего следует уделить внимание проблеме самовоспитания, самосовершенствования и на этой основе рассматривать проблемы взаимоотношений с другими людьми, вопросы общения, нравственности и т.п.
Основные инструменты метода убеждения — вербальные (слово, сообщение, информация). Это может быть лекция, рассказ, особенно по гуманитарным дисциплинам. Очень важны здесь сочетание информативности с эмоциональностью, что многократно повышает убедительность общения.
Монологические формы должны сочетаться с диалогическими: беседами, диспутами, которые значительно повышают эмоциональную и интеллектуальную активность обучаемых. Конечно, диспут, беседа должны быть организованы, подготовлены: должна быть заранее определена проблема, принят план ее обсуждения, установлен регламент. Роль воспитателя здесь состоит в том, чтобы помочь обучаемым дисциплинировать мысль, придерживаться логики, аргументировать свою позицию.
Но вербальные способы при всей их значимости должны быть дополненысилой примера, обладающего особой силой убеждения. «Долог путь наставлений, — говорил Сенека, — короток путь примера».
Удачный пример конкретизирует общую, абстрактную проблему, активизирует сознание воспитанников. Действие этого приема основано на свойственном людям чувстве подражания. Образцом для подражания могут служить не только живые люди, руководители, воспитатели, родители, но и литературные персонажи, исторические лица. Важную роль играют и эталоны, формируемые средствами массовой информации, искусством. Следует иметь в виду, что подражательность — не только простое повторение образцов, оно имеет тенденцию перерастания в творческую деятельность личности, которая проявляется уже в выборе образцов. Важно поэтому окружить воспитанников положительными примерами для подражания. Хотя следует иметь в виду, что вовремя и к месту приведенный отрицательный пример, показывающий негативные последствия тех или иных поступков, помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.
Конечно, наиболее эффективен личный пример воспитателя, его собственных убеждений, деловых качеств, единства слов и дела, его справедливого отношения к своим воспитанникам.
При всей важности убеждений, ясных мыслей и чувств они образуют лишь исходный момент воспитательной деятельности. Останавливаясь на этом этапе, воспитание не достигает своих конечных целей, которые состоят в том, чтобы сформировать требуемое поведение, сочетать убеждения с конкретными делами. Организация определенного поведения является сердцевиной всего воспитательного процесса.
Универсальным методом формирования необходимых навыков поведения являетсяметод упражнений.
Упражнение — это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения.
Упражнения в воспитании отличаются от упражнений в обучении, где они теснейшим образом увязываются с приобретением знаний. В процессе воспитания они нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек поведения, доведение их до автоматизма. Выдержка, самоконтроль, дисциплина, организованность, культура общения — вот лишь некоторые качества, которые основаны на сформированных вое- питанием привычках. Чем сложнее качество, тем больше упражнений нужно выполнить, чтобы выработать привычку.
Поэтому для выработки тех или иных моральных, волевых и профессиональных качеств личности необходим системный подход при реализации метода упражнений на основе принципов последовательности, планомерности, регулярности. Преподаватель, руководитель, тренер должен четко планировать объем и очередность нагрузок, следуя при этом рекомендациям К.Д. Ушинского:
«Воля наша, как и мускулы, крепнет только от постепенно усиливающейся деятельности: чрезмерными требованиями можно надорвать и волю, и мускулы и остановить их развитие, но не давая им упражнения, вы непременно будете иметь и слабые мускулы, и слабую волю».
Отсюда следует важнейший вывод, что успех метода упражнений зависит от всестороннего учета психологических, физических и других индивидуальных качеств людей. В противном случае возможны и психологические, и физические травмы.
Однако ни методы формирования сознания, ни приемы выработки умений и навыков не дадут надежного, долговременного результата, если их не подкрепить с помощью методовпоощрения и наказания, образующих еще одну, третью группу воспитательных средств, именуемыхметодами стимулирования.
Психологическая основа этих методов состоит в том переживании, которое вызывает тот или иной элемент поведения воспитуемого со стороны товарищей или руководителя. С помошью такой оценки, а иногда и путем самооценки достигается коррекция поведения обучаемого.
Поощрение -это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поведения, действий воспитанника или целой группы. Эффективность поощрения основана на возбуждении положительных эмоций, чувства удовлетворения, уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в труде или учебе. Формы поощрения весьма многообразны: от одобрительной улыбки до награждения ценным подарком. Чем выше уровень награды, тем продолжительнее, устойчивее ее положительное действие. Особенно действенно публичное награждение в торжественной обстановке, в присутствии товарищей, преподавателей, руководителей.
Однако при неумелом использовании этот прием может принести и вред, например, противопоставить воспитанника другим членам коллектива. Поэтому наряду с индивидуальным следует использовать и коллективный метод, т.е. поощрение группы, коллектива в целом, включая и тех, кто проявил трудолюбие, ответственность, хотя и не добился выдающихся успехов. Подобный подход во многом способствует сплочению группы, формированию чувства гордости за свой коллектив, каждого его члена.
Наказание -это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы. Цель этого метода состоит в том, чтобы добиться изменения поведения человека, вызывая переживания стыда, чувство неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к исправлению допущенной ошибки.
Метод наказания следует применять в исключительных случаях, тщательно обдумывая все обстоятельства, анализируя причины проступка и выбирая такую форму наказания, которая соответствовала бы тяжести вины и индивидуальным особенностям провинившегося и не унижала бы его достоинства. Следует помнить, что цена ошибки в этом деле может быть очень велика.
Тем не менее применения наказаний иногда не удастся избежать. Их формы могут быть разнообразными: от замечания и до исключения из коллектива. Следует, однако, помнить, что применение этого метода является скорее исключением, чем правилом, слишком частое его использование свидетельствует об общем неблагополучии в системе воспитания и необходимости ее корректировки. Во всяком случае, но общему правилу репрессивный, карательный уклон в воспитании признается недопустимым.
В процессе воспитания необходимо использовать весь разнообразный спектр методов и приемов. Это и убеждение словом, обращенным прежде всего к разуму, использование метода убеждения, силы примера, это и воздействие на эмоциональную сферу, чувства воспитанников. Важнейшую роль в воспитательном воздействии играют и постоянные упражнения, организация практической деятельности обучаемых, в ходе которой вырабатываются умения, навыки, привычки поведения, накапливается опыт деятельности. В этой многоплановой системе методы побуждения, стимулирования, особенно методы наказания, играют лишь вспомогательную роль.
Методы и средства воспитания
Метод воспитания— это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Средство воспитания— это совокупность приемов.
Факторы, определяющие выбор методов воспитания:
- Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.
- Содержание воспитания.
- Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.
- Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
- Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.
- Условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.
- Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.
- Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.
- Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.
- Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.
Классификация методов воспитания
Классификация методов— это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.
По характеруметоды воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.
По результатамметоды воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:
- влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;
- влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
Классификация методов воспитания на основе направленности:
- Методы формирования сознания личности.
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
- Методы стимулирования поведения и деятельности.
Информация о численности обучающихся
- Информация о материале
- Автор: N. Tariverdiev
Информация о численности обучающихся ЧОУ СОШ "Геула"
на 01.09.2020 года
Параллель |
Численность обучающихся (чел) |
Язык обучения |
Русский |
1 класс |
24 |
2 класс |
20 |
3 класс |
20 |
4 класс |
23 |
Итого |
87 |
5 - 9 классы |
106 |
10 - 11 классы |
31 |
ИТОГО: 224 учащихся.
Сведения о преподавании иностранных языков
Классы, в которых преподаются иностранные языки |
Английский |
Иврит |
|
число |
обучающихся |
обучающихся |
|
2-4 классы |
3 |
63 |
63 |
5-9 классы |
5 |
106 |
106 |
10-11 классы |
2 |
31 |
31 |
Календарный учебный график
- Информация о материале
- Автор: N. Tariverdiev
1 четверть: 02.09.2019 г. – 01.11.2019 г. |
Осенние каникулы: 04.11.2019 г. – 10.11.2019 г., (8 дней) |
2 четверть: 11.11.2019 г. – 30.12.2019 |
Зимние каникулы: 31.12.2019 г. – 08.01.2020 г., (10 дней) |
3 четверть: 9.01.2019 г.- 20.03.2020 г. |
Весенние каникулы 08.04.2020 г. – 16.04.2020 г. (9 дней) |
4 четверть: 23.03.2020 г.-29.05.2020 г. |
Летние каникулы: 30.05.2019 г.-31.08.2020 г. |
Персональный состав педагогических работников ЧОУ СОШ Геула на 2016-2017 уч.год.
- Информация о материале
- Автор: N. Tariverdiev
№ | Ф.И.О. | Предмет /должность | Категория | Образование | Дата последней аттестации | Тел. |
1. | Грязева Галина Алексеева |
Учитель Русского языка и литературы |
I |
высшее |
01.03.10 |
8(879-3) 31-31-77 |
2. | Манаширова Тамара Алексеевна |
Учитель математики |
В |
высшее |
30.04.10 |
8(879-3) 31-31-77 |
3. |
Галушко Нина Васильевна |
Заместитель директора по УВР Учитель физика |
В |
высшее |
31.12.09 |
8(879-3) 31-31-77 |
4. | Шалумова Ружена Натановна |
Директор Учитель химии |
В |
высшее |
16.02.10 |
8(879-3) 31-31-77 |
5. | Елефтериади Галина Хамитовна |
Заместитель директора по ВР Учитель английского языка |
В |
высшее |
30.04.10 |
8(879-3) 31-31-77 |
6. | Мальчушкина Ольга Николаевна |
Учитель английского языка |
Соответ-ствие |
высшее |
В течении года |
8(879-3) 31-31-77 |
7. | Хаитбаев Руслан Владимирович |
Учитель физической культуры |
В |
высшее |
17.12.06 |
8(879-3) 31-31-77 |
8. | Куценко Анна Сергеевна |
Учитель иврита |
Соответ-ствие |
высшее |
В течении года |
8(879-3) 31-31-77 |
9. | Анасова Оксана Николаевна |
Учитель начальных классов |
I |
высшее |
15.01.09 |
8(879-3) 31-31-77 |
10. | Леник Надежда Викторовна |
Учитель начальных классов |
В |
высшее |
30.04.10 |
8(879-3) 31-31-77 |
11. | Данченко Татьяна Петровна |
Учитель начальных классов |
В |
высшее |
01.03.10 |
8(879-3) 31-31-77 |
12. | Темирова Рахима Сираджиновна |
Учитель начальных классов |
I |
высшее |
01.04.10 |
8(879-3) 31-31-77 |
13. | Шубаева Джульета Гурамовна |
Учитель иврита
|
Соответ- ствие |
высшее |
В течении года |
8(879-3) 31-31-77 |
14. | Хаитбаева Екатерина Руслановна |
Учитель ИВТ |
II |
высшее |
28.10.10 |
8(879-3) 31-31-77 |
15. | Цесарева Лариса Михайловна |
Учитель Русского языка и литературы |
Соответ-ствие |
высшее |
В течении года |
8(879-3) 31-31-77 |
16. | Сизикова Ирина Васильевна |
Учитель ИЗО |
В |
высшее |
27.04.16 |
8(879-3) 31-31-77 |
17. | Багдасарян Марина Эдуардовна |
Учитель истории |
I |
высшее |
В течении года |
8(879-3) 31-31-77 |
18. | Крышова Валентина Игоревна |
Учитель ИВТ |
Соответ-ствие |
высшее |
В течении года |
8(879-3) 31-31-77 |
19. | Коляко Наталья Петровна |
Психолог
|
Соответ-ствие |
высшее |
В течении года |
8(879-3) 31-31-77 |
20. | Арзуманова Ирина Михайловна |
Учитель биологии |
I |
высшее |
14.11.12 |
8(879-3) 31-31-77 |
21. | Стародубцева Татьяна Алексеевна |
Учитель химии |
В |
высшее |
27.12.12 |
8(879-3) 31-31-77 |
22. | Бурлаченко Людмила Самвеловна |
Учитель географии |
В |
высшее |
27.04.15 |
8(879-3) 31-31-77 |
23. | Онищенко Светлана Борисовна |
Учитель музыки |
В |
высшее |
27.03.15 |
8(879-3) 31-31-77 |
Плакаты ЕГЭ 2017
- Информация о материале
- Автор: N. Tariverdiev
Филармония в ШКОЛЕ - 14.11.2016
- Информация о материале
- Автор: N. Tariverdiev
Учащихся 1-3 классов посмотрели музыкальную композицию «Волшебные слова»
Знания этикета нам помогают освоить умные, добрые, волшебные слова. Этикет – это свод правил, которые ребята начальной школы услышали в исполнении солиста филармонии Михаила Хаджигирова, в песнях: «Доброе утро», «Ежи ли вы вежливы», «Добры день», «Вежливый вальс», «Вежливая песенка» - вежливым надо бать и в театре, и в транспорте, и на уроке, и на концерте, и мальчикам с девочками, «Вовка с нашего двора» - правила дружбы и правила общения, «Если добрый ты». Стихотворение Георгия Остера «К косматой маме».
Законы Ставропольского края
- Информация о материале
- Автор: N. Tariverdiev
Закон Ставропольского края от 04 мая 2009 г. № 25-КЗ «О противодействии коррупции в Ставропольском крае» (в редакции от 29.04.2015г. № 48-КЗ).
Закон Ставропольского края от 04 мая 2009 г. № 25-кз «О противодействии коррупции в Ставропольском крае» (в ред. 11.02.2014 г.)
Постановления и распоряжения правительства
- Информация о материале
- Автор: N. Tariverdiev
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 31 мая 2010 г. № 225-рп «Об утверждении плана мероприятий по противодействию коррупции в органах исполнительной власти Ставропольского края» (ред. от 30.07.2014)